Кричишь, как девчонка

(«Psychology-Science»)

Гендерные стереотипы появляются в нашей жизни с первым криком — к такому выводу пришла группа ученых из Сассекского Университета. Для того, чтобы показать это, исследователи сделали аудиозаписи крика 24 младенцев, после чего дали послушать их группе добровольцев (которая включала родителей детей-участников). Испытуемым предлагалось определить пол плачущего ребенка.

Несмотря на факт того, что до пубертатного периода плач девочек и мальчиков не отличается, подавляющее большинство участников решило, что более громкие крики принадлежат девочкам, а более тихие — мальчикам. Данное предубеждение сработало при прослушивании добровольцами как настоящего плача детей, так и модифицированных версий аудиозаписей (например, искусственно приглушенная запись девочки воспринималась участниками эксперимента как запись мальчика). Дэвид Реби, ведущий автор исследования, прокомментировал:
Как нам удалось показать, гендерные стереотипы касаются даже поведения трехмесячных детей — люди могут приписывать черты женственности или мужественности на основании одной лишь громкости голоса младенца.

Для того, чтобы подтвердить, что речь идет именно о гендерных стереотипах — наборах представлений о том, как следует себя вести, привязанных к полу, ученые провели второй эксперимент, в котором участники, прослушивающие записи плача младенца были осведомлены о половой принадлежности издававшего эти звуки ребенка. Реби рассказывает:
Взрослые, обнаружившие принадлежность пронзительного крика мальчику, называли его менее маскулинным. Похожим образом, девочки с более низким тоном голоса воспринимались как менее феминные.

Несмотря на то, что эти стереотипы кажутся на первый взгляд безобидными, ученые отметили, что у них могут отсроченные последствия — предубеждение родителей, которое проявляется с первых лет жизни ребенка, может определять их взгляды на взросление ребенка, на то, как следует его одевать и на то, какие интересы и увлечения следует поддерживать.

Помимо этого, как отметили ученые, основываясь на полученных данных, девочкам для получения сопоставимого с мальчиками родительского внимания нужно кричать громче: по сравнению с аналогичным криком мальчика, не слишком громкие крики девочки интерпретируются мужчинами как свидетельствующие о более низком уровне дистресса. Реби:
Вывод о том, что кричащий мальчик испытывает больше дискомфорта, чем девочка, кричащая с той же громкостью, указывает на укоренелость гендерных предубеждений в людях. Это имеет прямые неблагоприятные последствия для ребенка: девочка может испытывать значительный дистресс, но на это с большей вероятностью могут не обратить внимания.

Работа ученых из Сассекса впервые касается темы гендерных стереотипов, связанных с восприятием крика младенцев, и, следовательно, результаты требуют дополнительного независимого подтверждения. Тем не менее, тема влияния гендерных стереотипов на развитие детей, в целом, насыщена интересными находками.

Например, в начале 2014 года американские ученые выяснили, что женщины, более заинтересованные в том, чтобы узнать пол своего ребенка, чаще будут подходить к выращиванию ребенка с позиции традиционных гендерных ролей. Возможно, это связано с предварительной покупкой определенных игрушек, одежды “подходящего” цвета и даже расчет расхода денег.

Следом за этим, другое исследование 2014 года показало, что, по сравнению с игравшими с нейтральной игрушкой детьми, девочки, играющие преимущественно с куклой Барби, признали себя менее подходящими для определенных профессий. Аврора Шерман, исследовательница, читающая лекции в Университете штата Орегон, пояснила:
Я думаю, что девочки получают и позитивные установки от модных кукол, однако, мы не обнаружили этого в нашем исследовании
Эти выводы согласуются с тем фактом, что женщины менее представлены в гуманитарных, социальных и математических науках. Возможно, корни этого растут из того, что их жизнь пропитана ограничивающими стереотипами с самых ранних лет.

Оставить комментарий