«Парадокс блондинки»

(«Psychology-Science»)

Американский математик, нобелевский лауреат Джон Нэш учит ухаживать за девушками.

Правила. Компания неженатых молодых людей проводит вечер в баре. Они замечают за соседним столиком компанию девушек — прекрасную блондинку и несколько менее симпатичных брюнеток и шатенок. Как начать за ними ухаживать?

История и применение «Если мы все рванем к блондинке, то помешаем друг другу и она не достанется никому. Тогда мы займемся подружками, и они оттолкнут нас — никто не хочет быть вторым сортом. А вот если ее никто не заметит, мы не будем толкаться и не оскорбим других девушек.

Вредит ли бедность мозгу?

(«Psychology-Science»)

Плохие условия жизни в детстве блокируют работу генов, отвечающих за антидепрессивный нейромедиатор.

Сейчас уже никто не спорит с тем, что наши эмоции, наше настроение, наши мысли, вообще психическое состояние во многом зависят от мозговой нейрохимии. Под нейрохимией понимают, в первую очередь, нейромедиаторы – специальные молекулы, с помощью которых нейроны передают друг другу электрохимический сигнал.

Количество нейромедиаторов, их распределение по нервным сетям, их утилизация и пр. сильно влияют на наше настроение и на нашу способность думать. И если, например, вы впали в депрессию, то причиной тому не обязательно могут быть какие-то действительные неприятности или неразрешимые экзистенциальные противоречия, которые вы внезапно обнаружили в собственном бытии, а недостаток нейромедиатора в нервных контурах, обслуживающих чувства счастья и удовольствия.

Как художественная литература влияет на наше сознание?

(«Psychology-Science»)

Научный журналист Николас Карр написал эссе, в котором собрал информацию о том, как наш мозг воспринимает художественную литературу и какое влияние она оказывает на наше сознание.

Исследователи университета Вашингтона в Сент-Луисе с помощью сканирования мозга решили изучить его активность во время чтения художественной литературы. Они выяснили, что «читатели мысленно симулируют каждую ситуацию, с которой сталкиваются в истории». Мозг задействует те же нейроны, которые повторяют описываемые действия в реальной жизни: если герой кладет на стол карандаш, то в мозгу читателя активизируются участки мозга, отвечающие за контроль мускулов, а когда персонаж проходит через открытую дверь, возбуждаются зоны, контролирующие навигацию и пространственное ориентирование.

Как устроенно хорошее настроение?

(«Psychology-Science»)

Почему у человека бывает хорошее или плохое настроение? «Есть чему порадоваться, вот и настроение поднимается», — скажете вы. Это, в общем-то, правильно. Но всё же почему, когда мы думаем о хорошем, нам становится легко и приятно? Как возникают эти ощущения?

Ещё полвека назад учёные думали, что любые ощущения вызываются исключительно электрическими импульсами, которые мозг передаёт «по нервам» — от одной нервной клетки к другой. Действительно, при помощи электрических сигналов происходит передача информации от центральной нервной системы к другим органам и тканям.

Голод улучшает умственные способности

(«Psychology-Science»)

Ана Карвало (Ana Carvalho) из университета Коимбры (Португалия) и ее коллеги выяснили, как грелин на молекулярном уровне действует на мозг, улучшая память и способность к обучению.

– Наши результаты раскрывают механизм, который может объяснить улучшение умственных способностей благодаря грелину и предполагают, что между энергетическим обменом и обучением есть связь, – пишут авторы исследования в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследуя, как активация рецепторов к грелину влияет на ткани гиппокампа крыс, ученые установили, что он повышает передачу сигналов АМРА-рецепторами, позволяющими нервным клеткам быстро обмениваться информацией между синапсами.