Что делать, чтобы люди включали голову?

Чтобы люди включали голову всегда, когда надо, они должны это легко уметь и этот навык запускать. Для этого — нужно создать мотивацию, привычку или якорь.
У моего коллеги, А.Е., очень умная дочка: смышленые глазки, развитая речь, высокая эрудиция. Откуда? Папа с детства с нею много разговаривал, рассказывал ей про мир, людей и науки, читал стихи и учил стихи с нею вместе, рассказывал ей про Древнюю Грецию и объяснял христианские заповеди. А потом давал ей диктанты на сложные слова: как пишется (например): «Ночью был бал. Она получила высокий балл. Следующий, будущий, ответьте, ночь, светоч, аллея, галерея. Заря, алея, освещала лес. Эластичный, мороженое, замороженное, эксперимент, брандспойт…» и так далее.
Ваши дети все эти слова напишут правильно?
Причем у папы две черты: он и увлекателен, и зануда: от него не отвертишься, все равно достанет. Вот дочка вольно-невольно, добровольно-принудительно и начала жить, думая головой.
Механизм: увлечение, вовлечение и методичное мягкое принуждение.
Мой способ другой: когда я разговариваю с детьми или сотрудниками, я внимательно смотрю им в глаза — и в целом отслеживаю формат. Им трудно играть дурика, когда на них очень внимательно смотрит внимательный человек. Как правило, изначально включается просто в режиме подражания. Пытаются соскочить — не даю, отслеживаю контакт глаз («Смотри мне в глаза, пожалуйста, мы же с тобой разговариваем!») или держу паузу до тех пор, пока в глазах не появится осмысленное выражение.
Ребенок понимает: он будет стоять в ситуации беседы до тех пор, пока голову не включит. На открытый конфликт идти не хочется, поэтому голову включают. И скоро это становится просто якорем и привычкой: человек со мною рядом — значит, нужно думать головой.

Оставить комментарий