Диагностика по пятнам

Тест Роршаха назван по имени его создателя, швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха. Методика заключается в следующем: испытуемому предлагается интерпретировать десять чернильных клякс, симметричных по вертикальной оси. Считается, что то, что клиент видит в кляксе, соотносится с особенностями его личности.
Проводить эксперименты с чернильными пятнами Роршах начал в 1911 году. 10 лет спустя была опубликована его книга «психодиагностика», в которой описывались результаты работы с пациентами, а также приводились сами кляксы. Эти изображения до сих пор используются при диагностике. Интерпретация абстрактных картинокиспользовалась в психоанализе и раньше. Однако Роршах впервые предложил клиенту самостоятельно описывать увиденное, а не выбирать ответ из предложенных вариантов.
Тест основан на проецировании: рассматривая абстрактные кляксы и пытаясь угадать в них какие-то изображения, человек дает волю своему подсознанию. Переживания, воспоминания и чувства, вытесненные сознанием, проявляются в виде подсознательных фантазий и образов, которые и выходят на первый план, когда человек описывает абстрактную картину. Он не оценивает то, что видит, а просто описывает это. Терапевт же, интерпретируя впечатления клиента, может заметить те проблемы, о которых сам клиент никогда бы не сказал, а может, и не знает. Ассоциации, вызываемые кляксами, эквивалентны содержанию сновидений, и точно также они могут дать представление о внутреннем мире испытуемого.
Роршах считал важным не только то, что испытуемый видит на табличке, но и то, как он это увидел, какие особенности пятна (детали, цвет, форму) он отметил. Особенности восприятия очень важны в интерпретации теста.
В современной интерпретации теста используется специальная методика толкования. Учитывается несколько категорий:
— локализация – выбрано как объект все пятно или его часть;
— детерминанты – что сформировало представление, форма, цвет или и то и другое;
— уровень формы – насколько адекватно отражена форма пятна в ответе, учитываются наиболее часто встречающиеся варианты;
— содержание – собственно предметы или персонажи, увиденные обследуемым;
— оригинальность-популярность, при этом популярным считается ответ, который называют более 30% опрашиваемых.
Из этих параметров составляется «сводная таблица», позволяющая сделать определенные выводы, и начать с клиентом разговор об увиденном.
Валидность теста Роршаха до сих пор окончательно не измерена. Однако практикующие специалисты, использующие тест в работе, утверждают: ни одна методика не могла бы использоваться так долго, если бы не была эффективной.

Оставить комментарий