Как психолог, я работаю с подростками, которые проходят через различные периоды переходного возраста. Согласно теории Эриксона, в переходном возрасте подросток должен пройти четыре основные задачи: сепарация, индивидуация, образование новых связей и интеграция новой целостности себя.
Первая задача, сепарация, начинается в возрасте от 10 до 12 лет. В этом возрасте подросток начинает чувствовать необходимость отделиться от своих родителей и развивать свою личность. Это может происходить путем перехода к более самостоятельному образу жизни, начала заниматься своими интересами и установления более глубоких личных связей с друзьями и сверстниками.
Вторая задача, индивидуация, возникает в возрасте от 12 до 14 лет. В этом возрасте подросток начинает задавать себе вопросы о своей личности, например, понять, различные модели самоопределения, прийти к пониманию, что стало опытом.
Четыре задачи переходного возраста подростка
В переходном возрасте подросток сталкивается с четырьмя важными задачами, которые определяют его развитие и самоопределение:
1. Сепарация
Первая задача, сепарация, начинается в возрасте от 10 до 12 лет. В этот период подросток ощущает потребность отделиться от родителей, развить свою индивидуальность и самостоятельность. Процесс сепарации может проявляться через переход к более независимому образу жизни, начало занятий своими увлечениями и установление глубоких личных связей с друзьями и сверстниками.
2. Индивидуация
Вторая задача, индивидуация, возникает в возрасте от 12 до 14 лет. В этот период подросток начинает задавать себе вопросы о своей личности, ставит цели и стремится к самоопределению. Этот процесс способствует развитию самооценки, позволяет подростку понять, кто он на самом деле и что хочет от жизни.
3. Образование новых связей
Третья задача в переходном возрасте — образование новых связей. Возраст от 14 до 18 лет характеризуется стремлением подростков создавать новые отношения, расширять круг общения и устанавливать контакты с разными социальными группами. Этот процесс помогает развить навыки коммуникации, адаптироваться к изменениям в обществе и сформировать свою собственную сеть поддержки.
4. Интеграция новой целостности себя
Четвертая задача переходного возраста — интеграция новой целостности себя. В период от 18 до 21 года подросток созидает себя как целостную личность, объединяя предыдущие задачи и опыт. Он осознает свою индивидуальность, принимает себя таким, какой он есть, и стремится к достижению собственных целей и жизненного успеха.
Сепарация
Сепарация представляет собой важный этап в развитии подростка, когда он начинает отделяться от своих родителей и идти по пути самостоятельности. Этот процесс сопровождается различными чувствами, такими как страх, беспокойство и неуверенность в своих силах.
Подросток может бояться решать проблемы самостоятельно и принимать ответственность за свои решения. Важно для психолога помочь подростку преодолеть этот страх, ободрить его и поддержать в процессе работы над самостоятельностью.
Работа психолога на этом этапе заключается в помощи подростку в осознании своих чувств, понимании его переживаний и поддержке в формировании новой личной идентичности. Психолог должен быть готов поддержать подростка в процессе разделения от родителей и предложить ему инструменты для успешного преодоления этого этапа.
Индивидуация
На этом этапе необходимо помочь подростку осознать свою индивидуальность, научить его смотреть на себя как на человека со своими собственными потребностями, мечтами и страхами. Психолог проводит с подростком индивидуальные сеансы, где ребенок имеет возможность выразить свои мысли, почувствовать свою важность и ценность как личность.
Индивидуация также важна для будущего карьерного планирования подростка. Ведь чем раньше он сможет понять свои таланты, желания и интересы, тем успешнее будет проходить процесс выбора профессии. Психолог помогает подростку разобраться в своих внутренних мотивациях, понять, чем он может быть успешным и на что стоит обратить внимание при выборе будущей профессии.